Анализ бизнеса – это процесс самостоятельного погружения в нишу клиента. Во время брифинга зачастую разговор идет именно о сайте, и маркетинговой составляющей бизнеса, но что бы разработать хороший цифровой продукт необходимо еще и хоть немного разбираться в продукте, и конкретной нише.
Пример: У меня было 2 разных клиента, в сфере лазерной косметологии. Перед тем как делать для них дизайн, я пошел гуглить что такое лазерная косметология, что бы понимать хотя бы поверхностно специфику этого бизнеса и его целевую аудиторию.
Маркетинговый анализ – более простым языком, анализ конкурентов, зачастую должен проводиться конкретно маркетологами, они разбираются в этом куда лучше, но на проекте не всегда удается поработать со специалистом в маркетинге, поэтому изучать рынок, хотя бы базово, приходится самому.
На этом этапе главная задача изучить сайты конкурентов, причем я разделяю конкурентов на 2 вида:
1. Прямые конкуренты – это компании, с которыми напрямую конкурирует бизнес клиента.
Пример: Ювелирный салон, работающий по г. Красноярск. Как уже не трудно предположить, его прямые конкуренты будут другие ювелирные салоны в Красноярске.
Цель: понять, какие решения используют компании-конкуренты, изучить их ошибки и не допускать аналогичных при разработке сайта. Иными словами «Понять, как есть у конкурентов, и сделать на голову лучше»
2. Глобальные конкуренты – или «Компании-идолы». Это лидеры рынка – компании, занимающие самые верхние позиции в своей нише.
Пример: Все тот же ювелирный салон. Если его прямые конкуренты – такие же ювелирные салоны, в его городе, то компании лидеры – это могут быть компании из Москвы, или федеральные сетевые салоны.
Цель: Понять, какой уровень «идеала» есть в нише. Как правило компании-лидеры используют самые удачные и эффективные решения, и более маленькому бизнесу стоит опираться на них, и понимать, как надо делать.
На подобный анализ конечно стоит уделять много времени, все конспектировать и документировать, но зачастую на это приходится тратить всего 1, ну максимум 2 дня, и сохранять исключительно у себя в голове.
Результат: Более четкое понимание конкретной ниши и представление о сайтах и цифровых продуктах клиента.